Слух – это ценнейший дар. Глубокое нарушение слуха оказывает серьёзное, а нередко губительное влияние как на зрелую, так и на только формирующуюся личность человека и его семью…
Раннее начало коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, определяет успешность всестороннего развития ребенка. Возраст с рождения до трех лет является наиболее ответственным периодом жизни ребенка.
Основным условием своевременного выявления детей с нарушением слуха является тесное взаимодействие и сотрудничество с организациями здравоохранения.
В рамках оказания ранней комплексной помощи с целью максимального сокращения разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного психолого-педагогического воздействия на ребенка с нарушением слуха, с 2010 года осуществляется межведомственное взаимодействие с территориальными организациями здравоохранения. На базе городского сурдологического кабинета организован совместный консультативный прием сурдолога и сурдопедагога.
Врач сурдолог проводит общий осмотр ребенка, углубленное аудиологическое обследование, определяет кандидатов на КИ, в дальнейшем проводит плановое аудиологическое исследование.
Сурдопедагог проводит скрининги, направленные на выявление детей с подозрением на снижение слуха, а также педагогическое обследование слуха шепотной и разговорной речью (для детей второго-третьего года жизни). В дальнейшем дети с нарушением слуха зачисляются на индивидуальные занятия к сурдопедагогу в условиях ЦКРОиР, осуществляется РКП для детей в возрасте до 3 лет. При оформлении ребенка в дошкольное учреждение проводится психолого-медико-педагогического обследования с целью определения адекватных условий обучения и воспитания, программы обучения, объема коррекционно-педагогической помощи в соответствии с требованиями нормативных документов министерства образования Республики Беларусь. В дальнейшем сурдопедагогом ЦКРОиР осуществляется методическое сопровождение(консультирование).
В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТОЯТ НА УЧЕТЕ БОЛЕЕ 400 ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ИЗ НИХ 37 ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ:
20 – школьников
17 – дошкольников
1 ребенок – раннего возраста
ОКАЗАНИЕ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦКРОиР
В 2011-2012 – 5 детей после ки
В 2012-2013 – 2 детей после ки
В 2014-2015 учебном году 8 детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха (4 ребенка являются кандидатами на кохлеарную имплантацию) и после кохлеарной имплантации города Могилева и Могилевской области посещают индивидуальные коррекционные занятия сурдопедагога в условиях ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР».
Необходим комплексный подход! Родители должны быть активными участниками в процессе оказания РКП, поэтому все занятия проводятся только совместно со взрослыми – это позволяет осуществлять преемственность и непрерывность процесса реабилитации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С КИ
МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ:
- Интегрированные группы - 3 детей
- Специальные группы для детей с нарушением слуха- 9 детей
- Группы для детей с тяжелыми нарушениями речи - 4 детей
- ЦКРОиР
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА – 1 РЕБЕНОК (ТМНР)
С целью расширения опыта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации в июне 2012 году на базе ГУО «Могилевского городского ЦКРОиР», а в ноябре 2013 года на базе ГУО «Могилевского областного ЦКРОиР» совместно со специалистами РНПЦ оториноларингологии по настройке кохлеарных имплантов Прошиной Л.А. и Бурак Е.В. были проведены семинары-практикумы на тему «Реабилитационное сопровождение детей после кохлеарной имплантации на разных этапах настройки процессора КИ» и была оказана консультативная медико-педагогическая помощь для родителей и педагогов нашей области по вопросам диагностики и настройки речевого процессора системы КИ, а также были проведены диагностика и настройка речевого процессора детей перенесших операцию по кохлеарной имплантации.Педагогами и родителями детей, получившими консультацию, были высказаны огромные слова благодарности.
ТОЛЬКО ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНА ПОЛНОЦЕННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КИ.
Подготовила Н.Н.Метельская
(учитель-дефектолог
Могилевского областного ЦКРОиР)
|